Установлен запрет на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках

25.12.2019
Установлен запрет на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках

Сенаторы поддержали Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции».

Документом вносятся изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на создание унитарных предприятий, за исключением случаев, указанных в законе. В соответствии с нормативным правовым актом, государственные и муниципальные унитарные предприятия могут создаваться в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ. Определяются также иные сферы деятельности, при осуществлении которых могут создаваться унитарные предприятия, предусматривается возможность создания или сохранения уже существующего унитарного предприятия при необходимости устранения чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Федеральным законом устанавливаются ограничения деятельности унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции, определяются условия, при которых такие ограничения не распространяются на унитарные предприятия (унитарные предприятия, созданные органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, могут осуществлять свою деятельность на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции, если они осуществляют деятельность в соответствии с целями создания).

Документом закрепляется, что унитарное предприятие, которое создано с нарушением указанного запрета или не осуществляющее виды деятельности, для которых оно было создано, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Также предусматривается право органа государственной власти или местного самоуправления на направление запроса в антимонопольный орган о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо видов его деятельности антимонопольному законодательству, определяется процедура рассмотрения запроса. Указанное заключение действует в течение одного года со дня выдачи его антимонопольным органом.

Согласно документу, антимонопольный орган наделяется правом выносить предупреждение о ликвидации унитарного предприятия или о прекращении им видов деятельности, осуществляемых им с нарушением требований Федерального закона, а на учредителей унитарных предприятий возлагается обязанность по исполнению указанных предупреждений.

При этом предусматривается, что унитарные предприятия, которые созданы до вступления в силу Федерального закона и осуществляют свою деятельность на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции без установленных Федеральным законом оснований, подлежат реорганизации или ликвидации в срок до 1 января 2025 г. или ликвидации в судебном порядке. Также определяется порядок действий в отношении унитарного предприятия, если товарный рынок переходит в состояние естественной конкуренции.

В соответствии с документом, в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» вносятся корреспондирующие изменения в части установления случаев создания унитарных предприятий.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко представил коллегам доклад о проекте постановления СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с одобрением Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции».

Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Пензенской области отметил, что при доработке указанного Федерального закона Правительством РФ был учтен ряд поправок и предложений сенаторов, направленных на обеспечение прав регионов и муниципалитетов. Установлен достаточно длительный переходный период – до 1 января 2025 г.

«В это время надо тщательно отслеживать, как новые нормы будут реализованы в регионах, и своевременно реагировать на изменение ситуации. В данной связи проект постановления СФ содержит наши рекомендации Правительству РФ и Федеральной антимонопольной службе. Предлагается расширить допустимые сферы деятельности унитарных предприятий такими отраслями, как транспорт, лекарственное обеспечение, услуги населению в труднодоступных местностях. Важно установить индикаторы конкурентных рынков, на которых не допускается деятельность унитарных предприятий. Также предлагается установить критерии принятия Правительством решений о создании предприятий в чрезвычайных случаях по ходатайству глав регионов», — сказал Олег Мельниченко.

Сенатор подчеркнул, что особенно важно рассмотреть вопрос о предоставлении регионам дополнительной финансовой помощи на компенсацию затрат по реализации закона, а также освободить их от оплаты госпошлины за регистрацию, реорганизацию и ликвидацию предприятий.

Возврат к списку