Прямая трансляция

Телепроекты

Законодательная практика

Видеоновости

Видеоновости Законодательного Собрания Пензенской области

Важные ссылки

Сайт Президента РФ
Сайт Правительства РФ
Сайт Совета Федерации РФ
Сайт Государственной Думы РФ
Сервер органов государственной власти РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
Сайт полномочного представителя Президента в ПФО
Официальный портал Правительства Пензенской области
Сайт Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пензенской области
Сайт Пензенской городской Думы
Сайт администрации города Пензы
Сайт Счетной палаты Пензенской области
Сайт Общественной палаты Пензенской области
Областной антинаркотический месячник «Сурский край – без наркотиков»
Ссылки на сайты Пензенской области
Сайт соответствует закону № 8-ФЗ

Главная / Пресс-центр / Тексты выступлений и заявлений

Выступление на XXXV заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа

21.05.2013
Выступление на XXXV заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа

Уважаемые коллеги!
Члены рабочей группы «Совершенствование законодательства по местному самоуправлению» провели мониторинг федерального законодательства. Поступило более 160 предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере местного самоуправления.
Цель сформированного нами пакета поправок в федеральные законы — повышение эффективности работы органов местного самоуправления.
Все поступившие предложения были сформированы по трём основным направлениям:
– совершенствование механизма делегирования полномочий с федерального уровня на уровень субъектов с учетом позиции муниципальных образований;
– совершенствование правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также контрольных функций органов местного самоуправления;
– проблемы объединения муниципальных образований в границах муниципального района в городское поселение и наделение его статусом городского округа.
В целях совершенствования механизма разграничения полномочий по уровням публичной власти предлагалось внести изменения в:
– Гражданский кодекс Российской Федерации;
– Налоговый кодекс Российской Федерации;
– Бюджетный кодекс Российской Федерации;
– Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»;
– Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Более подробно остановлюсь на самых актуальных проблемах.
В настоящее время полномочиями по опеке и попечительству наделены органы государственной власти субъектов РФ. На практике этими вопросами занимаются муниципалитеты, которые приближены к населению, могут использовать в работе индивидуальный подход.
Поэтому мы предлагаем передать полномочия по опеке и попечительству на муниципальный уровень. Это позволит избежать формализма, будет содействовать принятию более взвешенных решений, основанных на знании реальной ситуации в той или иной семье.
Аналогичная ситуация сложилась в отношении комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Реально их формируют органы местного самоуправления, хотя это полномочия субъектов. Члены нашей рабочей группы считают, что целесообразнее полномочиями по образованию и организации деятельности городских и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав наделить органы местного самоуправления.
Часть предложений была направлена на исключение из компетенции органов местного самоуправления ряда несвойственных для них полномочий, касающихся мероприятий по обеспечению безопасности населения.
А именно, мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, профилактике терроризма и экстремизма, а также содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб, мероприятий по охране окружающей среды.
Для реализации данных полномочий органы местного самоуправления зачастую не имеют ни финансовых, ни материальных ресурсов.
К тому же, данные направления являются вопросами общегосударственного, а не местного, значения. Поэтому высказывалось предложение о том, что их должны решать специализированные государственные службы, имеющие необходимую технику и другие ресурсы.
Гражданский кодекс Российской Федерации на сегодняшний день не учитывает разграничение полномочий по уровням публичной власти. В частности, это касается содержания бесхозяйного недвижимого имущества. Многочисленная судебная практика свидетельствует о понуждении муниципалитетов со стороны надзорных органов к принятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов (например, скотомогильников), не учитывая вид имущества, которое может находиться в собственности того или иного уровня публичной власти.
Наше предложение — внести изменения в статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для того, чтобы регистрация бесхозяйного имущества производилась по заявлению того органа, к чьей компетенции относится содержание данного объекта.
Это позволит освободить органы местного самоуправления от выполнения несвойственных им функций.
Еще одна проблема касается регулирования цен на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта. В настоящее время единообразный подход в данном вопросе отсутствует — полномочиями по установлению тарифа наделены, как органы местного самоуправления, так и органы государственной власти субъектов РФ.
Предлагается внести изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в постановление Правительства РФ № 239 в части единообразного подхода к регулированию цен на перевозку общественным транспортом.
Еще одна тема касается контрольно-надзорной деятельности органов местного самоуправления в сфере градостроительства.
В настоящее время органы местного самоуправления практически лишены контрольных полномочий за соблюдением градостроительного законодательства на территории муниципального образования. Муниципалитеты могут лишь рекомендовать устранение того или иного технического нарушения. В связи со значительным количеством объектов строительства и ограниченным числом должностных лиц органов государственной власти, имеющих право надзора, контроль за строящимися объектами не всегда эффективен. А это приводит к самовольному строительству, с нарушением норм и стандартов.
Наделение муниципалитетов полномочиями по осуществлению надзора за исполнением градостроительных требований, позволит  усилить дисциплину в этой сфере, поможет избежать фактов возведения незаконных объектов, оперативно и точно решать вопросы градостроительства на всей территории муниципального образования.
Актуальной является тема расширения перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере муниципального контроля с целью повышения его эффективности. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ.
В настоящее время в федеральном законодательстве отсутствует порядок упразднения муниципального района. На практике эта необходимость возникает, когда все поселения, входившие в состав района, выдвигают инициативу об объединении с городским округом и фактически выходят из состава района.
Предлагается предусмотреть отдельную форму преобразования по объединению городского округа и муниципального района. Кроме того, установить статус вновь образованных муниципалитетов.
Уважаемые коллеги! Работа по совершенствованию федерального законодательства выявила массу проблем, характерных для большинства российских регионов. Надеюсь, наши предложения будут услышаны и реализованы на федеральном уровне. Благодарю всех за активность, оперативное взаимодействие и профессионализм. Спасибо за внимание.

Возврат к списку выступлений