Бюджет Пензенской области

Протокол публичных слушаний по проекту закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

от 12 октября 2010 года

     На публичных слушаниях присутствовали 89 человек.

     Депутаты Законодательного Собрания Пензенской области:

     Авдонин Виктор Петрович — депутат Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Гуляков Александр Дмитриевич — Председатель Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Демидов Геннадий Ильич — депутат Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Ерошин Геннадий Леонидович — заместитель Председателя Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Свешников Александр Никифорович — депутат Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Симагин Владимир Александрович — депутат Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Таушев Виктор Ефимович — депутат Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Фирюлин Иван Иванович — депутат Законодательного Собрания Пензенской области.

     Счетная палата Пензенской области:

     Макаров Михаил Николаевич — председатель Счетной палаты Пензенской области.

     Правительство Пензенской области:

     Атюкова Ольга Кузьминична — председатель Правительства Пензенской области; 
     Волков Владимир Федорович — Министр сельского хозяйства Пензенской области; 
     Копешкина Светлана Константиновна — Министр образования Пензенской области; 
     Крашенинникова Евгения Ивановна — Министр финансов Пензенской области; 
     Никишин Александр Викторович — Министр здравоохранения и социального развития Пензенской области; 
     Федосеева Ольга Федоровна — начальник Управления экономики Пензенской области; 
     Шутов Василий Васильевич — Министр государственного имущества Пензенской области.

     Главы городских округов и районов Пензенской области, руководители финансовых органов муниципальных образований, члены Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пензенской области, представители общественных организаций.

     На слушаниях выступили:
     1. Гуляков Александр Дмитриевич — Председатель Законодательного Собрания Пензенской области;
     2. Атюкова Ольга Кузьминична — председатель Правительства Пензенской области.

     Доложили:
     О проекте закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Крашенинникова Евгения Ивановна — Министр финансов Пензенской области;
     О прогнозе социально-экономического развития Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов Федосеева Ольга Федоровна — начальник Управления экономики Пензенской области;
     О задачах повышения эффективности управления собственностью Пензенской области на 2011–2013 годы Шутов Василий Васильевич — Министр государственного имущества Пензенской области;
     О программе модернизации здравоохранения Никишин Александр Викторович — Министр здравоохранения и социального развития Пензенской области;
     О проекте закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» по отрасли «Образование» Копешкина Светлана Константиновна — Министр образования Пензенской области;
     О мерах государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Пензенской области в 2011 году Волков Владимир Федорович — Министр сельского хозяйства Пензенской области;
     О проекте бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов Аксенова Елена Александровна — исполняющая обязанности исполнительного директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области;
     О некоторых особенностях проекта закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Макаров Михаил Николаевич — председатель Счетной палаты Пензенской области».

     В ходе обсуждения проекта закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» поступили следующие вопросы и предложения.

     Вопросы:
     1. С чем связано снижение доли расходов в бюджете на социальные нужды с 57,0 процентов в 2011 году до 47,0 процентов в 2013 году?
     2. Мы принимали закон о развитии ЖКХ на 2004–2010 годы. Второй год он не действует. Какие-то будут изменения в 2011 году, что планируется?
     3. Назовите подушевое потребление бюджетных средств по области, по городу Пензе, по селу. Какие районы имеют самое низкое подушевое потребление бюджетных средств?
     4. Заложены ли в областном бюджете средства на обеспечение детей бесплатным полноценным питанием, и как оно будет осуществляться?
     5. Почему у нас нет бюджета развития, хотя собственные доходы как налоговые, так и неналоговые растут?
     6. В каких сферах мы сегодня достигаем роста благосостояния людей?
     7. По программе «Модернизация здравоохранения на 2011–2013 годы» объем финансирования 5,7 млрд. рублей. Это отражено в проекте бюджета и соотносится ли это с заявлением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина?
     8. Предусматривается ли выделение дополнительных денежных средств из бюджета Пензенской области на подпрограмму «Онкология» для обеспечения больных препаратами второго поколения и для обеспечения таблетированными препаратами больных диабетом?
     9. Принято решение о создании федерального дорожного фонда. В каких суммах и в какой форме наш бюджет будет в этом участвовать?
     10. В Пензенской области есть программа «Развитие инновационной деятельности до 2013 года». Предусматривается ли увеличение финансовых средств на развитие этой программы в 2011 году?
     11. Какой товар или продукт новый, инновационный будет выпускаться в 2011 году в Пензенской области?
     12. Скажите, какой продукт, то есть какой завод конкретно что будет выпускать? Или может какое новое предприятие организовалось?
     13. Вы назвали региональный продукт от сельского хозяйства. Прогнозируете ли Вы, знаете ли Вы, какая цена будет на рынке. Какая должна быть себестоимость продукции, чтобы бизнес был прибыльным?
     14. Готовы ли муниципальные образования участвовать в софинансировании программы по поддержке строительства жилья для семей, у которых рождается ребенок?
     15. При создании межрайонных медицинских центров главной целью было оказание медицинских услуг сельскому населению. Сообщите какой процент госпитализации жителей, где находится этот медицинский центр, и жителей районов, которые прикреплены к нему?
     16. Вопрос о Тамалинской и Сосновоборской ЦРБ по капитальному ремонту и реконструкции. Они что совсем выпадают из этой программы?
     17. Как в 2011-2013 годах будут финансироваться центральные районные больницы Пензенской области?
     18. Как решается вопрос об оказании медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате аварий на трассах?
     19. У нас межрайонные центры юридически не оформлены. Назвали межрайонные, тогда дайте им какую-то организационную власть, чтобы они отвечали своему статусу.
     20. «Не увлеклись» ли мы врачами общей практики?
     21. У нас в области нет санитарной авиации. Какое решение принято по приобретению вертолета? Есть ли возможность решить данный вопрос через федеральную программу модернизации здравоохранения?
     22. Почему сокращаются бюджетные ассигнования на бесплатные лекарства?
     23. Какие меры на региональном уровне принимают по развитию системы среднего профессионального образования?
     24. Какая надбавка из областного бюджета предусматривается по увеличению стипендии учащимся начального и среднего профессионального образования?
     25. Как идет финансирование из федеральных средств в плане поддержки сельхозпроизводителей в связи с последствиями засухи? Сколько денег выделено, как распределены?
     26. На той территории, где «работали китайцы, засухи не было». Почему?

     В ходе слушаний поступили следующие предложения:
     Правительству Пензенской области:
     1. Утвердить долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию на 2011-2013 годы.
     2. Подготовить программу, которая была направлена на развитие сельскохозяйственной отрасли и повышение благосостояния сельского населения.
     3. На региональном уровне скромно контролируется процесс ценообразования. Хотелось, чтобы этому вопросу уделялось больше внимания.
     4. Осуществить соответствующие мероприятия, направленные на реализацию Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
     5. Продолжить работу по формированию государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Пензенской области.
     6. Обратить особое внимание на включение наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Пензенской области в программы, которые финансируются за счет средств областного бюджета.
     7. Быстрее отработать механизм снабжения сельского населения медикаментами.
     8. Министерству финансов Пензенской области уточнить объем безвозмездных поступлений, предоставляемых из федерального бюджета на 2011-2013 годы.
     9. Главным распорядителем бюджетных средств повысить точность планирования и учета численности соответствующих категорий граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки или потребителями государственных услуг.

     Итоги публичных слушаний подвел А.Д. Гуляков.

     Будем завершать нашу работу.
     Я хотел бы вкратце обобщить результаты нашей совместной деятельности. 
     Я думаю, что у каждого из нас была возможность вживую прикоснуться к этому документу, который называется бюджет Пензенской области, задать вопросы, высказать свое мнение. Это полезно для всех нас. Как в народе говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше». И когда мы сообща посмотрели на продукт своей деятельности, на результат своего профессионального труда, прикинули, как лучше этими деньгами пользоваться в будущем. И я думаю, что складывается неплохая картина у нас в области. И насколько разумно, по-хозяйски мы собираемся расходовать деньги, которые заработали.
     Вместе с тем хотелось бы сказать, что обсуждение бюджета, вот этого экономического явления, который называется формирование и расход бюджета, очень сложный процесс. И в нем детально и конкретно разбираться могут, конечно, не все. С другой стороны никакой сложности я здесь, например, не вижу при одном условии, если есть желание вникнуть, посмотреть, высказать свою позицию. 
     Третье. Мы с вами должны не только анализировать и констатировать факты, и принимать решения по распределению бюджетных средств, но найти те слабые звенья, которые нам мешают и тормозят развитие нашего региона. Ни для кого не секрет, что мы дотационный регион, что примерно 47-49 процентов средств в бюджете мы получаем из Москвы. Собственных доходов у нас в пределах 50 процентов. Мы очень сильно в этом плане зависим от федерации. Было бы правильно надеется не только на Москву, а подумать как повысить степень доходности собственных доходов. И всякий раз, когда сталкиваешься с каким-то конкретным вопросом, как например, работают отдельные областные предприятия, как работают муниципальные районы, то честно говоря, вызывают огромное сожаление. Мы же пока не вдавались в критическую сторону деятельности районных муниципальных властей, но работают по формированию собственных доходов очень и очень неэффективно. В основном это такое иждивенческое настроение. Есть областной бюджет, вот из областного бюджета будем просить. 
     Во-первых, в чистом виде вам сейчас напрямую никто средств из областного бюджета не выделит. Сейчас средства выделяются или только по смете, или по программе. Целевая программа всегда выделяется только на условиях софинансирования. Если вы хотите, что-то у себя в районе сделать, то вам надо обязательно посмотреть свой собственный кошелек. 
     Во-вторых, надо думать на каждой территории над увеличением источников пополнения бюджета. Это как раз точки роста, которые будут способствовать увеличению налогооблагаемой базы. Это поддержка малого и среднего бизнеса. Иногда в районах приходится сталкиваться с таким явлением, когда местная власть начинает создавать препятствия, а то и откровенно душит местный бизнес по различным причинам. На этом далеко не уедешь. 
     В третьих. Если у нас нет собственных денег, какой остается выход? Выход простой. Надо на стороне искать людей, у которых много денег, и которые не знают, куда их вложить. На языке экономики они называются инвесторами. Чем больше инвесторов мы будем привлекать в область или в каждый район, у нас будет повышаться доходная часть бюджетов. Задача ведь не только поделить деньги, а задача ещё их собрать, заработать. А это зависит во многом от активности и правильной позиции муниципальных властей, и исполнительной власти, и представительной власти. 
     Подвожу итоги:
     Первое. Все предложения, которые здесь прозвучали надо обязательно включить в протокол нашего обсуждения, обобщить их и направить в кратчайшие сроки Правительству Пензенской области и лично Губернатору. 
     Второе. Весь наш разговор придать огласки через СМИ. Кстати, я еще раз скажу, что весь наш разговор идет в режиме реального времени через систему Интернет.
     Третье. Я рекомендовал бы присутствующим здесь главам районов, начальникам финансовых органов районов примерно в таком же формате обсудить свои собственные бюджеты. Не постесняйтесь, пригласите туда специалистов, экспертов независимых, какие у вас есть в районе. Пригласите туда молодежь, которая должна входить в курс всех наших дел. Пригласите туда представителей общественных организаций, граждан, представителей СМИ. Сядьте, всё обсудите. Никогда не полагайтесь на какую-то особую изобретательность и сверх уникальный уровень квалификации какого-то отдельного, конкретного человека, будь то глава районной администрации или начальник финансового отдела. Сейчас другие времена. И полагаться на добросовестность, уровень знаний одного отдельного человека в распределении денежных средств очень неразумное явление. Сядьте, коллективно обсудите, проанализируйте прошлогодний свой бюджет, нынешний бюджет, и что планируете сделать на следующий год. Я думаю, что от этого будет всем польза.
     В заключение хотел бы поблагодарить всех за участие. Просил бы довести наш разговор до населения муниципальных районов, до жителей Пензенской области, до жителей районных центров.

Скачать протокол публичных слушаний


Возврат к списку