Бюджет Пензенской области

Протокол публичных слушаний по проекту годового отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2010 год

от 15 июня 2011 года

     На публичных слушаниях присутствовало 115 человек.

     Депутаты Законодательного Собрания Пензенской области:

     1. Гуляков Александр Дмитриевич — Председатель Законодательного Собрания Пензенской области; 
     2. Лидин Валерий Кузьмич — первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Пензенской области; 
     3. Симагин Владимир Александрович — депутат Законодательного Собрания Пензенской области.

     Счетная палата Пензенской области:

     Макаров Михаил Николаевич — председатель Счетной палаты Пензенской области.

     Правительство Пензенской области:

     1. Бурлаков Андрей Вячеславович — первый заместитель Министра сельского хозяйства Пензенской области; 
     2. Кабельский Григорий Ефимович — председателя Комитета Пензенской области по физической культуре и спорту; 
     3. Копешкина Светлана Константиновна — Министр образования Пензенской области; 
     4. Малкин Иван Александрович — заместитель Министра здравоохранения и социального развития Пензенской области; 
     5. Финогеева Любовь Михайловна — первый заместитель Министра финансов Пензенской области.

     Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области:

     Аксенова Елена Александровна — исполнительный директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области.

     Руководители финансовых органов городских округов и муниципальных районов Пензенской области.

     Представители региональных отделений политических партий и общественных организаций, Общественной палаты Пензенской области.

     Члены Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пензенской области.

     На слушаниях выступили: 
     1. Гуляков Александр Дмитриевич — Председатель Законодательного Собрания Пензенской области; 
     2. Столярова Елена Алексеевна — заместитель Председателя Правительства Пензенской области.

     Об итогах исполнения бюджета Пензенской области за 2010 год доложили:
     1. Финогеева Любовь Михайловна — первый заместитель Министра финансов Пензенской области (Исполнение бюджета Пензенской области за 2010 год). 
     2. Аксенова Елена Александровна — исполнительный директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области (Исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2010 год.). 
     3. Копешкина Светлана Константиновна — Министр образования Пензенской области (Итоги исполнения бюджета Пензенской области в 2010 году по Министерству образования Пензенской области.). 
     4. Малкин Иван Александрович — заместитель Министра здравоохранения и социального развития Пензенской области (Итоги работы Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области за 2010 год и основные направления деятельности на текущий год). 
     5. Бурлаков Андрей Вячеславович — первый заместитель Министра сельского хозяйства Пензенской области (Роль государственной поддержки в развитии сельского хозяйства Пензенской области в 2010 году). 
     6. Макаров Михаил Николаевич — председатель Счетной палаты Пензенской области.

     В ходе обсуждения проекта годового отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2010 год поступили следующие вопросы и предложения.

     Вопросы:
     1. В 2010 году влияние кризиса на экономику области снизилось. Отразилось ли это на доходах бюджета по сравнению с 2009 годом? 
     2. Важный вопрос для Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пензенской области – является его финансирование. Если организационное, техническое обеспечение лежит на Законодательном Собрании, то командировать нас за счет собственных средств они не могут. Денег в бюджете на эти цели не закладывается. А между тем, с каждым годом молодежное межпарламентское сотрудничество расширяется, число поездок в Москву, Нижний Новгород, иные регионы растет. Иногда мы находим поддержку в Министерстве образования Пензенской области, но это только единичные случаи. В связи с этим вопрос. Можно ли в перспективе предусмотреть в бюджете области на 2011 год средства на эти цели, например, либо в рамках областной программы, либо увеличить расходы по линии Министерства образовании? Нам много не надо - 50 тысяч в год будет вполне достаточно. 
     3. Сколько средств в бюджете Пензенской области было выделено на подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в 2010 году. Все ли они освоены? И можем ли мы рассчитывать на положительную динамику расходов по данному вопросу в текущем и следующем финансовом году. 
     4. Как известно в России будет проходить чемпионат мира по футболу 2018 года. Сейчас руководство страны много внимания уделяет этому виду спорта. Очень приятно, что и в Пензенской области появилась своя подпрограмма, направленная на развитие футбола. Однако из представленного отчета об исполнении бюджета видно, что часть средств по подпрограмме «Развитие футбола в Пензенской области» не освоена. Почему идет не освоение и сколько средств заложено в бюджете на текущий год под эту подпрограмму? 
     5. Как известно, хоккейная команда «Дизелист» финансируется целиком за счет средств бюджета Пензенской области. В этой связи сразу несколько вопросов. Хотелось бы узнать, сколько средств было выделено в 2010 году и заложено в 2011 на содержание команды? Не планируется ли в связи с успешной игрой команды в текущем году увеличить расходы на ее финансирование? Рассматривался ли вопрос о поиске инвестора, покупателя команды, так как случаи содержания серьезных профессиональных команд за счет региональных бюджетов единичны? 
     6. Недавно состоялось выездное заседание Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пензенской области, посвященное вопросам повышения престижа рабочих и инженерных профессий. Эта тема неоднократно поднималась руководством страны и региона. У нас только в двух субъектах Российской Федерации действует программа, направленная на популяризацию данных профессий. По итогам заседания мы обратились в Правительство области с просьбой разработки целевой программы и в нашем регионе. А вопрос такой. Может быть существуют какие-то непрограммные мероприятия в данном направлении, осуществляемые за счет бюджета Пензенской области, и они уже реализовывались в 2010 году. Хотелось бы узнать – какие именно и сколько средств на них было затрачено в 2010 году и планируется затратить в 2011 году из бюджета области? 
     7. Не считаете ли Вы, что нужно несколько пересмотреть подход в рамках формирования бюджетно-экономической политики от социально ориентированной на курс модернизации и финансирование экономического сектора национальной экономики? 
     8. Пересмотреть расходы не на финансирование бюджетной сферы, а, к примеру, пересмотреть финансирование таких статей, как регионального госаппарата или пересмотреть ряд программ и направить финансовые потоки на финансирование программ по экономическому профилю. 
     9. Есть ли в Пензенской области ветераны Великой Отечественной войны, которые пока еще не обеспечены жильем, и сколько их человек? И аналогичный вопрос по детям-сиротам. Сколько человек сейчас стоит в очереди на обеспечение жильем? 
     10. По данным за 2010 год у нас неосвоенными остались 1 млрд. 800 млн. рублей. В чем причина? 
     11. Вопрос упирается в финансовую дисциплину основных распорядителей кредитов. В связи с этим у меня возникает к вам вопрос, как к Министерству финансов. А где ведомственный финансовый контроль. Финансовый контроль в этом плане должен быть более жесткий. 
     12. Складывается впечатление, что мы с дефицитом боремся слабо. Что касается пополнения доходной части по участию в капитале, в продаже акций, облигаций, государственной собственности, то мы с вами недобрали на 360 млн. рублей. Почему мы так слабовато работаем? 
     13. Выявили около 110 млн. бюджетных средств в ходе контрольных мероприятий, которые нецелевым способом использовались, неэффективным. И есть даже неправомерные расходы. Какие меры приняты по возмещению ущерба и по привлечению виновных лиц к ответственности? 
     14. Вы помните как непросто было находить возможность выделения денежных средств для приобретения лекарственных средств для больных диабетом. Мы эту проблему рассматривали на комиссии, и эти средства были выделены. Как они использованы? Удалось ли снять напряжение по обеспечению больных диабетом лекарственными средствами, прежде всего таблетированными? 
     15. Возьмите, пожалуйста, статью расходов на эти цели под контроль. По прошлому году самая большая задолженность перед ФОМС сложилась в Кузнецке. Там что-то порядка 6,9 млн. рублей. Какова причина? И как сейчас обстоят дела? 
     16. Надо ужесточить финансовый контроль за районами в части цен на продукты питания для больниц. 
     17. Проверки показывают, что есть случаи, когда за личные средства граждане приобретают лекарства. Это законно? Если законно, то нет вопросов, а если незаконно, то какие меры применяются? 
     18. Когда в Пензенской области будут школы оборудованы специальным оборудованием, чтобы дети-инвалиды могли обучаться вместе со всеми? 
     19. По итогам 2010 года неосвоенными были средства на приобретение школьных автобусов. По какой причине? 
     20. Сейчас происходит модернизация общего образования, техническое оснащение школ, но во многих школах бывает, что нет даже элементарных географических карт, исторических карт, учебных картинок и т.д. Как с этим вопрос решается? 
     21. Какая поддержка оказана медсестрам, фельдшерам, врачам, которые в селе живут? И какие средства на поддержку запланированы в 2011 году? И как будут обстоять дела с финансированием на приобретение медикаментов в фельдшерских пунктах? 
     22. Как так получилось, что в перечень врачей со средним и высшим специальным медицинским образованием не вошло ряд специальностей по модернизации на доплаты специалистам? И когда это возможно исправить? 
     23. Здесь прозвучало, что больным диабетом увеличивают денежные средства, на которые они смогут приобретать лекарства. Когда выписывают рецепты пенсионерам и инвалидам, то когда они приходят в аптеку с этим списком, то им могут выдать лекарства, которые стоят 50-100 рублей, а более дорогостоящие лекарства в аптеках отсутствуют. Как с этим решается вопрос? 
     24. Люди часто сталкиваются с такой ситуацией, приходя в больницу. В коридоре очередь, а доктор или медсестра занимаются своими личными делами, или по телефону разговаривает в рабочее время, или еще чем-то она занята. Например, пришел человек в больницу, ему назначили анализ мочи, у него вчера температура 40 была, а анализ крови ему не назначили. Вопрос такой: когда это все закончится? 
     25. Что выгодно сохранять здоровье людей или лечить больных? Какова тенденция в бюджетной сфере по здравоохранению, сколько идет на оздоровление, и сколько на лечение больных? 
     26. Насколько часто сейчас внедряются инновационные разработки наших российских ученых в сфере медицины? Я на многих инновационных форумах бываю, общаюсь с учеными, смотрю новые разработки по здравоохранению, которые опережают уже сегодняшнее время, но в больницах о них даже не слышали. То есть, как они внедряются, и какие движения в этом направлении делаются? Насколько вы открыты к этим новым разработкам, которые позволяют сохранять здоровье и справляться со сложнейшими заболеваниями более совершенными методами? Я о них знаю, но с врачами общаешься, а они даже не слышали об этом. 
     27. У меня вопрос по онкологическим больным людям. Сколько средств в Пензенской области выделяется на закупку препаратов для них? И хватает ли их для всех нуждающихся? Не планируется ли в ближайшее время расширение перечня этих препаратов, которые жизненно необходимы? 
     28. Планируется ли в 2011 году поддерживать малые крестьянско-фермерские хозяйства, чтобы они до конца не развалились? 
     29. По статистике у вас есть, сколько выплатили по страхованию сельскохозяйственных культур? У меня есть информация, что некоторые люди страховали, но те деньги, которые они за страхование получили, были минимальными. 
     30. Мы насоздавали за последние 2-3 года очень много сельскохозяйственных кооперативов, где первоисточники были и пособия по безработице суммированные по 58 тыс. рублей на несколько человек. Сколько осталось из тех кооперативов, которые создали в прошлом году, позапрошлом году? 
     31. У нас до сего времени не создана областная корпорация. В этом плане делается что-нибудь? 
     32. Сколько в процентном соотношении задействовано земель сельскохозяйственного назначения к общей площади? Я наблюдал такую тенденцию, что земли были скуплены москвичами и не используются. 
     33. Есть еще земля федеральная или муниципальная, которую дают тем же малым крестьянско-фермерским хозяйствам, если они отмежуют или проведут еще какие-то операции, которые стоят денег. Может быть есть смысл для тех, которые только начинают, давать на безвозмездной основе эту землю, хотя бы на какое-то время. Малым хозяйствам очень тяжело, а если еще эту землю межевать, оформлять как положено, то это стоит больших денег. 
     34. Не забывайте рыбное хозяйство. Это большое подспорье, а у нас работа тормозится.

     Итоги публичных слушаний подвел А.Д. Гуляков.

     Будем завершать работу нашего совещания. 
     Я думаю, что мы сегодня сложили общую картинку состояния нашего бюджета. И доходной части, и расходной части. Как мы работаем с дефицитом. Как мы работаем с внутренним долгом, государственным долгом. Как мы используем новые источники пополнения бюджета. Какая у нас финансовая дисциплина, контроль. Насколько мы эффективно используем и программно-целевой метод финансирования, и строку бюджета. Как мы работаем с муниципальными районами, какую им посильную помощь оказываем. 
     Скажу, что в целом наш бюджет сформирован правильно. Благодаря бюджетному планированию областью не было допущено кризисных ситуаций. Я понимаю, что приходится часто вносить изменения и в бюджетные росписи, и в программы, но для этого и жизнь, чтобы подбрасывать нам задачи, а мы их должны решать. Но общая картина как мы использовали свой бюджет, я считаю, вполне удовлетворительная. Но на этом успокаиваться мы не имеем права. Во-первых, мы должны более квалифицированно подходить к использованию бюджета, формированию бюджета. Во-вторых, мы с вами все-таки дотационный регион. И эти дотации из федерального бюджета, как вы заметили, с каждым годом снижаются. Вывод такой, что нам надо больше надеяться на себя. И пополнять статью собственных доходов областного бюджета. Для этого надо напрягать мозги, создавать мониторинговые службы, чтобы отслеживать, и находить источники дополнительных налогов. 
     Скажу честно, что я считаю одним из главных резервов пополнения доходной части бюджета, это более системная работа по сбору налогов. Мы немножко здесь расслабляемся. Расслабляемся тем, что по закону считается главным сборщиком налогов является налоговая инспекция. Как правило, она собирает федеральные налоги. Меньше внимания уделяет на областные, и уж совсем не уделяет внимания на муниципальные. Но никто с нас не снимал функции и на уровне муниципального района, с главы администрации, с представительного органа власти района, с финансового управления заниматься сбором налогов. Как в районах работают с землей? Плохо. Как работаете с недвижимостью? Еще хуже. И главные усилия вы направляете, это я обращаюсь к начальникам финансовых управлений, это найти пути подхода в Министерстве финансов Пензенской области, съездить сюда и попросить деньги, или у Губернатора попросить денег. Надо у себя на территории искать дополнительные источники. И они есть. Те же кооперативы, та же форма поддержки малого и среднего бизнеса, студенческие бизнес структуры. Мы не системно этим занимаемся. А если мы все вместе не сможем наполнить нашу доходную часть бюджета, тогда возникает вопрос: а что же будем расходовать? Надеяться на то, что Москва нам даст очередную подачку с каждым годом сложнее становится. 
     Третье. Отрадно отметить, что соотношение наших собственных доходов и федеральных дотаций сейчас идет в пользу того, что мы стали больше и лучше зарабатывать сами и наполнять свой бюджет. 121 процент наполняемости по доходной части по собственным доходам. Это хорошая тенденция. Главное, чтобы двигаться вперед. 
     И конечно, богат не тот, у кого много денег, а кто ими умело распоряжается. Это мое первое писанное правило. Можно огромные деньги собрать в бюджет, но пустить их на ветер. Чтобы этого не было, я считаю, что мы правильно сделали по нашему бюджету, что определили приоритеты. На все не хватит, давайте делать то, что требуется в первую очередь. А в первую очередь, это, конечно, реальный сектор экономики. Без производства никто никакой прибыли не получит. На торговле ничего не заработаешь. И еще это, конечно, поддержка малого и среднего бизнеса на условиях инновационных технологий. На старой технологии не уедешь. И самое главное, все решают люди. Техника хорошо, законы хорошо, но люди главное. Вот кадровое обеспечение, это основа основ. Тут у нас, я считаю, в целом идет нормально. Мы вкладываем хорошие деньги в поддержку профессионально-технического образования. Мы очень основательно сейчас вкладываем в среднее специальное образование (техникумы, колледжи). А что касается высшего образования, то нет спора. 
     Что касается социальной сферы, я думаю, что нам удалось найти баланс. Были предложения, чтобы урезать социальную сферу и бросить все на развитие экономики, промышленности, сельского хозяйства. Это очень опасная тенденция. У нас вся история государства по развитию экономики только на том и основывается, что, давай, затянем потуже пояса, это после войны, впроголодь поживем, но промышленность восстановим. Восстановили промышленность, а потом оказалось, что половины людей уж нет, кто умер с голоду, кто уехал за границу. Должен быть баланс социальных интересов и экономических интересов. У нас в области это наблюдается. 
     Последнее. Мы должны жестко контролировать. Если не будет жесткого контроля, мы замучаемся кормить проходимцев, воров и жуликов. В этом плане я хотел бы обратить внимание Министерства финансов, отраслевые министерства, чтобы был жесткий контроль по каждой программе, по каждой строке расходной части бюджета. И Счетной палаты в том числе. Я понимаю, что есть вещи, которые по незнанию, но есть вещи, которые определенно закладываются, чтобы расхитить средства. Должен быть контроль за ценовой политикой. Должен быть жесткий административный контроль за деятельностью любого ведомства. В этом плане я должен сказать, что в результате проверок и Счетной палаты Пензенской области, правоохранительных органов, других служб, каких-то существенных криминальных фактов по расходованию бюджетных средств не выявлено. 
     Что касается неэффективных, нецелевых, то они имеют спорную юридическую и экономическую оценку, но их надо делать как можно меньше. 
     Все предложения, замечания мы отразим в протоколе, обобщим, сформулируем и направим Губернатору. Губернатор по закону обязан их рассмотреть и дать ответ Законодательному Собранию, что они учитывают, что они будут устранять, в какие сроки и как. Вот в этом состоит смысл публичных слушаний, чтобы недостатки устранить, а положительные моменты внедрять. 
     Я благодарю всех участников публичных слушаний, особенно молодежную группу. Хотел бы поблагодарить основных докладчиков. Доклады были очень качественные. Я думаю, что этот разговор нам пойдет на пользу. 
     И вижу своей целью, как Председателя Законодательного Собрания, чтобы зарежимить этот разговор, чтобы привлекать как можно больше общественности, представителей науки при формировании нового бюджета, и при отчете исполненного бюджета. И важно довести до сведения всех граждан, а куда же власть расходует деньги. В Европе это четко прописано. Если есть желание поинтересоваться, то каждый гражданин может войти в Интернет и посмотреть, как расходуются его деньги. Ведь бюджет состоит из налогов граждан. И думающему человеку небезразлично, куда ушли его деньги. 
     Мы подготовим протокол и обнародуем его на сайте Законодательного Собрания. И своих помощников попросил бы, чтобы предложения, которые поступают по системе Интернет, также обобщить, проанализировать и включить в общий протокол слушаний. 
     Благодарю всех за участие!

Скачать протокол публичных слушаний


Возврат к списку