Бюджет Пензенской области

Протокол публичных слушаний по проекту закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

от 26 октября 2011 года

     На публичных слушаниях присутствовало 112 человек.

     Депутаты Законодательного Собрания Пензенской области:

     Авдонин Виктор Петрович — депутат Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Гуляков Александр Дмитриевич — Председатель Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Долотов Виктор Андреевич — депутат Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Ерошин Геннадий Леонидович — заместитель Председателя Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Лидин Валерий Кузьмич — первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Пензенской области; 
     Симагин Владимир Александрович — депутат Законодательного Собрания Пензенской области.

     Счетная палата Пензенской области:

     Макаров Михаил Николаевич — председатель Счетной палаты Пензенской области.

     Правительство Пензенской области:

     Андреев Андрей Викторович — Председатель Правительства Пензенской области; 
     Бармин Федор Викторович — Министр экономики Пензенской области; 
     Баткаева Гузяль Искандеровна — первый заместитель Министра образования Пензенской области; 
     Бурлаков Андрей Вячеславович — первый заместитель Министра сельского хозяйства Пензенской области; 
     Ильин Юрий Олегович — врио начальника Управления ЖКХ Пензенской области; 
     Кабельский Григорий Ефимович — председатель Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму; 
     Стрючков Владимир Викторович — заместитель Председателя Правительства – Министр здравоохранения и социального развития Пензенской области;
     Федосеева Ольга Федоровна — заместитель Министра экономики Пензенской области;
     Финогеева Любовь Михайловна — первый заместитель Министра финансов Пензенской области.

     Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области

     Аксенова Елена Александровна — директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области.

     Уполномоченный по правам человека в Пензенской области

     Карачевская Ирина Дмитриевна — заместитель Уполномоченного по правам человека в Пензенской области – Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области.

     Главы городских округов и муниципальных районов Пензенской области, руководители финансовых органов муниципальных образований Пензенской области, члены Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пензенской области, представители политических партий, общественных и научных организаций.

     Доложили:
     о проекте закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Финогеева Любовь Михайловна — первый заместитель Министра финансов Пензенской области;
     о прогнозе социально-экономического развития Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов Федосеева Ольга Федоровна — заместитель Министра экономики Пензенской области;
     о проекте бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов Аксенова Елена Александровна — директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области;
     о некоторых особенностях проекта закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Макаров Михаил Николаевич — председатель Счетной палаты Пензенской области.

     В ходе обсуждения проекта закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»  поступили следующие вопросы и предложения.

     1. Существует ли методика распределения безвозмездных поступлений из федерального бюджета на региональный уровень. Каким приоритетам отдается предпочтение при распределении безвозмездных поступлений в субъекты?
     2. Предусмотреть в бюджете Пензенской области средства на обучение пожилых людей компьютерной грамотности в большем размере, чем это было в 2011 году.
     3. Что сделано в соответствии с программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов для повышения открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные услуги?
     4. Есть программа «Чистая вода». Как эта программа будет действовать дальше?
     5. Планируется ли на 2012–2014 годы программа, в рамках которой проходило бы обучение иностранным языкам путем стажировки за границей?
     6. В соответствии с анализом обращений по лекарственному обеспечению за 2011 год на первое место выходят два заболевания: сахарный диабет и онкология. Хотелось бы, чтобы в 2012 году финансирование лекарственного обеспечения по данным заболеваниям не прекратилось.
     7. Закладывается ли в бюджете нестабильность курса мировых валют?
     8. В реализации областной программы участвуют несколько главных распорядителей бюджетных средств. Как происходит их взаимодействие?
     9. Есть программа по снижению напряженности на рынке труда. Будет ли действовать эта программа в 2012 году?
     10. Что предполагается в 2012 году сделать для улучшения состояния автомобильных дорог на территории Пензенской области?
     11. Заложены ли бюджетные средства на реконструкцию городских контейнерных площадок?
     12. Будут ли заложены в бюджете средства для решения вопроса по канализационной системе на острове Пески.
     13. Центр г. Пензы подлежит по программе всеобщему асфальтированию, а остальная территория города?
     14. Следующий год олимпийский. Хотелось бы знать, на поощрение участников Олимпийских игр, призерам, на покупку дополнительной экипировки, на медицинское обеспечение спортсменов что-то предусмотрено?
     15. На территории Каменского района активно реализовывались мероприятия в рамках реформирования ЖКХ. Эта программа продолжит действовать в 2012 году?
     16. Планируется ли разработка целевой программы, направленной на оздоровление состояния реки Суры и бассейна Пензенского водохранилища?
     17. Планируются ли в бюджете средства на оказание помощи ветеранам труда, войны и Вооруженных сил?
     18. В чем именно выражается инновационность при формировании бюджета Пензенской области на 2012 год, и какие инновационные программы существуют?
     19. С этого года изменены страховые тарифы в 1,5 раза (с 24 до 36 процентов). Каковы дальнейшие перспективы в этом направлении для предпринимателей?
     20. Какое внимание уделяется научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам на уровне вузов? Какая доля расходов бюджета в этом направлении? Какая эффективность от их деятельности? Какое значение на уровне Пензенской области данных институтов?
     21. В связи с переводом ЦРБ с местного финансирования на областное, не изменится ли его объем? За что тогда будут отвечать главы районных администраций?
     22. Не выявлены ли факты расхищения бюджетных средств за 2011 год?
     23. Оставить в 2012–2014 годах финансирование мероприятий программы, направленной на развитие базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов.

     Итоги публичных слушаний подвел А.Д. Гуляков.

     Я думаю, что сегодня состоялся конструктивный разговор. Много звучало предложений, замечаний. 
     Бюджет — это главный финансовый механизм, с помощью которого живет и развивается любая территория. Если мы не научимся с вами правильно считать, экономить и расходовать деньги, и собирать их, то очень сложно достичь какого-то эффекта. Честно скажу, становится крайне неприятно, когда приезжаешь в какой-то район, начинаешь вести беседу с главой администрации, и некоторые главы не знают основных параметров бюджета, основных источников дохода, не знают структуру, не работают над увеличением роста источника дохода. Даже не знают расходную часть бюджета. У меня возникает вопрос: если ты не разбираешься даже в этих вещах, то чем ты там занимаешься? Здесь вот присутствуют главы районов, и я прошу по аналогичной схеме провести слушания своих бюджетов. Вы позанимайтесь этим вопросом. А главными помощниками являются финансовые службы муниципальных районов. От позиции финансиста много зависит: и просвещение главы администрации, представительного органа, и конкретный совет, принципиальная позиция и т.д. Денег всегда не хватает. Я в этом вопросе хотел бы вас призвать к тому, чтобы вы очень детально проанализировали свои бюджеты следующего года, нашли приоритеты, определились, на что вы согласны выступать на условиях софинансирования с областным бюджетом, сделали своевременные заявки.
     Программы. К программам надо относиться серьезно. Их не должно быть много, их должно быть мало, но детально просчитанные и экономически взвешены. У нас их сейчас 43 программы. Как можно признать нормальным, когда процент освоения программ около 50. А остается мало времени. Как будем осваивать дальше? Всё это упирается в отсутствие научного, ответственного подхода по планированию расходов бюджетных средств. Я имею в виду на уровне районов, и есть вопросы на уровне области.
     Дефицит. Вообще этого экономического явления бояться не надо, но надо урезать свои желания, чтобы жить красиво и богато. Дефицит, это тот критерий, который показывает, что можно, а что нельзя. Если уж на него идти умышленно, то надо тут же просчитывать источники погашения, пополнения. Распространенный способ погашения дефицита, это взять очередной кредит. Ладно, если бюджетный, они под маленький процент дают, а есть еще коммерческий, под огромный процент. Некоторые районы в начале года берут этот кредит и держат неиспользованным, а в конце года его сдают, не использовав при этом ни копеечки. Нужно работать с собственностью, с акциями. План приватизации эффективно использовать, а не только надеяться на кредиты. Я бы просил и областное Министерство финансов, и муниципальные районы обратить на это внимание.
     Собираемость налогов. Если мы не научимся собирать налоги, то мы никогда не научимся тратить эти деньги. Очень неэффективно работаем с доходной частью, даже на предмет того, что мы должны и можем собрать. Районы плохо работают с налогами. Причина кроется в том, что вы боитесь проявить принципиальность. Я обращаюсь к финансовым работникам и главам районов. Вы не хотите вступать в конфликт с недобросовестными арендаторами. Ну, если вы пошли на то, чтобы заключить с ним договор на аренду, то берите с них деньги. Главный момент, это создание условий, то есть поиск дополнительных источников роста экономики региона, и районов. Это значит, что надо поддерживать любое движение местного населения. Если человек изъявил желание заниматься бизнесом, то ему надо помочь. Это дополнительные рабочие места, налогооблагаемая база и т.д. И один из способов, это перевод в автономию. Это дополнительная самостоятельность. Автономии боятся не только сами руководители и организаторы экономического процесса, но и население. Надо объяснить людям, что автономия в первую очередь выполнение государственного или муниципального задания. Любому учреждению спускается задание, оно добросовестно выполняется. Автономия дает возможность учреждениям зарабатывать дополнительные средства, после того как ты выполнишь добросовестно муниципальное или областное задание. 
     Необходимо контролировать расходование бюджетных средств. Я просил бы, особенно глав районных администраций, у вас должны быть счетные комиссии при представительных органах власти, и вы давайте им объем работы. Пусть они смотрят, куда районные бюджетные средства идут, и как они эффективно используются. Парламентский контроль за вами. Мы на уровне субъекта осуществляем этот процесс, вы контролируйте его на уровне района. И мы будем ужесточать контроль, потому что много средств мы вам выделяем из областного бюджета. Я бы просил организовать четкую систему контроля. И обещаю вам, что мы со своей стороны тоже будем на эти вещи обращать серьезное внимание.
     Последнее. Я всегда буду говорить, что богат не тот, у кого много денег, а тот, кто ими умело распоряжается. Поэтому вопросы расходования бюджетных средств должны быть в центре внимания. На всё никогда, ни у кого денег не хватит. Надо определять приоритеты. Приоритеты у каждого района могут быть свои. 
     Что касается поддержки местных бюджетов. Я скажу честно, что те трансферты, которые мы вам выделяем, они у нас больше, чем в других регионах Поволжья. Многие субъекты (Чувашия, Саратов, Ульяновск, Мордовия) меньше выделяют. Мы не жалеем средств на эти цели. Мы понимаем, что вам очень трудно, особенно сельским районам, найти дополнительные источники доходов. Но иждивенчество никогда не будем порождать. Самим надо активно работать.
     Бюджет 2012 года будет очень серьезный. Это еще и потому, что полицию взяли на федеральное содержание и забрали все деньги, которые выделялись на нее. 
     14 техникумов-колледжей, которые раньше были на федеральном бюджете, теперь передают на областной бюджет. И нам придется их содержать, а это дополнительные расходы. 
     Мы будем выдерживать те публичные социальные обязательства, которые взяли на себя по поддержке населения. 
     Я хотел бы, чтобы вы при формировании своих районных бюджетов тоже имели это в виду. Общая бюджетная политика ведется к тому, что помощь со стороны потихоньку урезается. Надо надеяться на себя. Поддерживать развитие малого и среднего бизнеса на территории. И искать дополнительные источники доходов своих бюджетов. Другого выхода нет. А мы будем поддерживать вас в этом вопросе.
     Спасибо всем за работу!

Скачать протокол публичных слушаний


Возврат к списку