Валерий Лидин отметил преимущества внедрения механизмов «народного бюджета»

09.11.2020
Валерий Лидин отметил преимущества внедрения механизмов «народного бюджета»

Возможность граждан самостоятельно определять приоритет расходования бюджетных средств – одно из важных направлений работы партии «Единая Россия». Об этом сказал председатель Законодательного Собрания Пензенской области, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Валерий Лидин, комментируя закон об инициативном бюджетировании, который устанавливает правовые основы для внесения инициативных проектов, а также порядок работы с ними местных органов власти.

«Люди сами определяют, на что потратить бюджет, предлагают проекты, которые направлены на решение существующих проблем. Это ремонт школ, строительство спортобъектов, детсадов, ремонт объектов культуры, благоустройство территорий, дорог, больниц. При таком подходе люди по-другому относятся к тому, что они создают возле своих домов вместе с депутатами своих округов, органами местного самоуправления», - отметил Валерий Лидин.

Документ был принят в июле и вступит в силу 1 января 2021 года. Как ранее пояснял один из авторов законопроекта сенатор от Законодательного Собрания Пензенской области Олег Мельниченко, бюджетирование заключается в распределении части средств местных бюджетов на основании инициатив жителей и под их контролем. Другими словами, закон дал людям возможность определять, на реализацию каких проектов направить бюджетные средства.

В законодательстве прописан механизм принятия решений. На первом этапе жители готовят проект – инициаторами может выступить группа численностью не менее 10 человек, достигших 16-летнего возраста. Также это может быть староста сельского населенного пункта или комитеты ТОС. Обязательное условие – привязка к местности. Если проект инициируют физлица, они должны проживать на его территории.

Предлагать можно разное — от строительства дорог или благоустройства скверов до финансирования ремонта школ и детских садов. В проекте должно быть описание проблемы, «решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования», обоснование предложений и описание ожидаемого результата. Следующий шаг – формирование предварительного бюджета, предполагаемые сроки реализации и сведения о «возможном финансовом, имущественном и трудовом участии заинтересованных лиц». Затем проект утверждается на сходе или собрании. Также его можно обсудить путем опроса или сбора подписей жителей – формы голосования определяют власти на местах.

После того, как проект поддержан, инициаторы отдают его в администрацию — вместе с подписными листами и протоколом решения схода. В течение нескольких дней информация должна появиться на сайте муниципалитета, где жители могут оставлять свои замечания. Далее у органов власти есть месяц, чтобы принять проект или отказать в его реализации. Основания для отрицательного решения разные — от ошибок при подаче документов до «наличия возможности решения описанной в инициативном проекте проблемы более эффективным способом».

Если жители предлагают реализовать несколько проектов на одной территории, проводится конкурс. Победителя определяет комиссия, которую формируют на основании решения местной администрации. Самое важное — информацию о том, как идут работы по проекту, сколько потрачено средств, кто из людей каким образом помогает, должны публиковать на сайте муниципалитета. То есть за проектом можно будет следить фактически в реальном времени.

За три года, согласно поручению Президента России Владимира Путина, доля распределения местных бюджетов с участием населения должна достичь 5 процентов. Это одна из задач, которую решает закон. Но в первую очередь он направлен на то, чтобы жители могли совместно с властью управлять территорией, чувствовали себя хозяевами на своей земле.

Инициативное бюджетирование станет одним из главных положений народной программы «Единой России» на выборах в Госдуму в 2021 году. На недавнем заседании Программной комиссии партии ее председатель Дмитрий Медведев заявил, что этот инструмент нужно развивать и дальше, чтобы «обеспечить участие граждан и общественных объединений в формировании бюджетной политики в каждом регионе и на федеральном уровне».

Возврат к списку